ЗПР у детей 4-5 лет дошкольного возраста: как определить, какие действия предпринять
Если педиатр или детский невролог говорит, что у вашего ребенка наблюдается замедленное эмоциональное и интеллектуальное развитие, не торопитесь впадать в панику и считать своего малыша умственно неполноценным. Задержка психического развития (или ЗПР) – не медицинский диагноз, не заболевание в обычном смысле этого слова. Это, по сути, педагогическая категория, так как причины отставания кроются чаще всего в слабой социальной адаптации, в психологических особенностях поведения и мировосприятия малыша.
Наши преимущества
- Более 10 лет помогаем семьям в самых сложных случаях
- Работаем с детьми от 2 до 12 лет
- Комплексный подход к диагностике и коррекции поведения ребенка!
АКЦИЯ!
Только до 30 ноября!
Комплексная диагностика 3-х специалистов по цене 1-го!
Нейропсихолог -Логопед – Дефектолог
Стоимость 6600 вместо 12500 !
ЗПР – особое обратимое состояние психики ребенка
В первую очередь обращает на себя внимание задержка в психоэмоциональном развитии, снижении когнитивных способностей маленького 4-5-летнего человека. Он начинает заметно отставать от сверстников в умении запоминать и анализировать явления окружающего мира, испытывает трудности в общении, не проявляет интереса к обучению.
Не надо все списывать только на лень и специфику личности. ЗПР – это серьезная ситуация в жизни ребенка 5 лет, которая требует своевременного и грамотного вмешательства в изменение его поведения. Необходим комплексный подход в борьбе с нарушениями, объединение усилий нескольких специалистов – нейропсихолога, дефектолога, логопеда.
Нужно четко понимать, что ЗПР — проблема сложная, тревожная, но поправимая. Все зависит от вашего желания и настойчивости в достижении цели. А также от компетенции специалистов.
Важно! В нашем Центре вас встретят профессионалы высокого уровня. Более чем 10-летний опыт успешной работы позволяет помогать детям с задержкой психического развития с самого раннего возраста.
Чтобы принять верное и своевременное решение, обратите внимание на «сигналы», свидетельствующие о наличии проблем. Важно помнить, что ЗПР – это целая совокупность признаков.
Основные «тревожные звоночки»: когда стоит обращаться к специалисту
Есть ряд характеристик, по которым можно определить наличие проблем. Но лишь у детей 4-5 лет ЗПР проявляется достаточно явно.
Отставание в физическом развитии
Обычно маленькие дети достаточно активны, любят подвижные игры со сверстниками, охотно включаются в общие гимнастические упражнения. Насторожить должны следующие моменты в физическом состоянии:
- ребенок вялый, не желает делать лишние движения,
- тонус мышц ослаблен,
- могут наблюдаться проблемы в мочеиспускании,
- появились жалобы на головные боли.
Сложности в познавательной, интеллектуальной сфере
Дети любознательны от природы. Не зря дошколят называют «почемучками». Каждый из них – первооткрыватель окружающего мира. В 5 лет они хорошо знакомы с основными логическими конструкциями, умеют проводить простой сравнительный анализ, с удовольствием осваивают развивающие игры. У них развито воображение, они успешно концентрируют внимание на отдельных объектах.
Детки с ЗПР заметно отстают в интеллектуальном развитии от ровесников:
Восприятие
- Характеризуется фрагментарностью, искаженностью. Например, дети путают предметы по форме, цвету, размерам.
- Ребенок не умеет формировать целостные образы на основе разных каналов информации. Ему трудно удержать в голове разом все характеристики какого-либо объекта (например, что котик мяукает, у него мягкие лапки, он живет в доме, он ласковый и т.п.)
- Слуховое восприятие работает намного хуже зрительного. Картинку (изображение) ребенок воспринимает и понимает лучше, чем словесное описание предмета или явления.
Мышление
- Без помощи взрослых дошкольник не способен к самостоятельному абстрактно-логическому мышлению. Ему сложно понять сущность, например, простых арифметических действий, сопоставлять геометрические фигуры.
- Он с трудом формулирует выводы, не умеет выстраивать самостоятельные умственные заключения.
Память
- Cлабое ассоциативное мышление, неумение проводить даже простой сравнительный анализ значительно ухудшают качество памяти. Малышу сложно запомнить, к чему приведут те или иные действия, как между собой взаимосвязаны причина и следствие.
- Ребенок 5 лет быстро забывает выученный материал, в целом не владеет навыками запоминания.
Внимание
- Малыш с ЗПР не умеет долго концентрировать внимание на конкретном предмете.
- Легко отвлекается на любые внешние сигналы.
Речь
- Задержка в развитии ключевых навыков: небольшой словарный запас, неумение запомнить значение слов.
- Нарушена артикуляция отдельных звуков, отмечается нечеткость в их произношении.
- Ребенок с трудом строит предложение, у него не получается выражать свои мысли в словах.
Проблемы в эмоционально-волевом развитии ребенка и включении его в социум
Дети дошкольного возраста – это уже личности, со своим характером, мнением, желанием позиционировать себя тем или иным образом в коллективе. Важным навыком, который вырабатывается в первые годы жизни, является умение общаться со сверстниками, включаться в социальные связи.
В этом отношении у ребенка 5 лет с замедленным психоэмоциональным развитием заметны серьезные нарушения:
- безынициативность соседствует с отсутствием воли, ребенок легко поддается чужому внушению
- наблюдается эмоциональная лабильность, быстрая смена настроения, которая может сопровождаться вспышками агрессии
- неумение выстраивать социальные связи приводит к тому, что ребенок предпочитает играть один, его игры носят однообразный характер
- характерны замкнутость, недоверчивое отношение к окружающим, настороженность.
Все эти признаки требуют повышенного внимания и серьезной коррекционной работы. Самое главное – негативные процессы в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка обратимы и устранимы. ЗПР поддается исправлению. Но при соблюдении важных условий:
1. Начинать работу по изменению эмоционально-волевого развития нужно своевременно, когда малышу исполнилось 4 или 5 лет. Любое оттягивание будет усугублять отставание.
2. Не стремитесь ограничиться домашними мероприятиями. Самостоятельно родители с этой проблемой не справятся. Только совместная работа нейропсихолога, дефектолога и логопеда гарантирует успех.
3. Стоит провести полное обследование психического состояния малыша, чтобы убедиться, что нарушения связаны именно с ЗПР, а не с органическими психическими заболеваниями.
Основные причины, которые приводят к ЗПР
Условия, которые могут спровоцировать задержку психоэмоционального развития и снижение когнитивных способностей, делятся на несколько групп.
Биологические факторы
Наследственность. ЗПР у детей 4-5 лет не исключается, если его родители (одни или оба) сталкивались в свое время с подобной проблемой.
Негативные ситуации, возникающие во время беременности и родов:
- тяжелые инфекции и интоксикации
- разный резус-фактор у ребенка и матери
- недоношенность плода
- родовые травмы и асфиксии.
Тяжелые заболевания детей в первые месяцы и годы жизни:
- врожденные дефекты зрения и слуха
- поражения головного мозга, в том числе в результате черепно-мозговых травм
- заболевания сердечно-сосудистой системы
- рахит, эпилепсия, грипп и другие соматические заболевания.
Факторы социального порядка
Ребенок растет в неблагополучной семье, где ему не уделяют должного внимания. Часто дети в таких семьях подвергаются физическому и нравственному насилию, плохо питаются, живут в антисанитарных условиях.
Родители не являются асоциальными личностями, но развитием малыша не занимаются. Гипоопека провоцирует замкнутость, отчужденность, неумение общаться с другими детьми. Отсутствуют возможности для творческого развития, активного познания мира.
Противоположная ситуация – гиперопека, когда контролируется каждый шаг, сын или дочь оберегается от малейшей (часто надуманной) опасности, ограждается от общения со сверстниками. Любимое чадо растет безвольным, безынициативным, не умеющим преодолевать трудности и принимать самостоятельные решения.
Авторитаризм родителей. Ребенку не разрешают иметь свое мнение, наказывают за любое непослушание. Главная цель малыша – любой ценой избежать наказания. Он становится тревожным, замкнутым, боится сделать ошибку, максимально избегает инициативы.
Как проводится диагностика ЗПР
Если у детей 4-5 лет выявлены признаки замедленного психического развития, необходимо обратиться в специализированный центр для проведения комплексного обследования. Только так можно определить наиболее «чувствительные» болевые точки и составить максимально эффективную программу действий.
Анализ проводится группой специалистов, в которую входят нейропсихолог, дефектолог, логопед. Именно на основании их совместного заключения подтверждается или не подтверждается наличие у ребёнка ЗПР.
Исследования включают ряд мероприятий:
- собирается и анализируется анамнез
- проводится специальное психологическое тестирование
- обследуются проблемы с речью
- в ходе беседы с ребенком выявляются специфика его эмоционального состояния, уровень интеллекта и т.п.
Родители могут также обратиться в специализированные клиники для проведения дополнительных исследований с помощью методов инструментальной диагностики, такие как МРТ головного мозга, ЭЭГ и др. Иногда требуется провести дифференциацию с другими заболеваниями.
Чем раньше будет выявлена задержка психического развития, тем быстрее и успешнее пройдут мероприятия по ее устранению. Иногда первые симптомы появляются уже в младенческом возрасте.
Первый год жизни:
- малыш с трудом удерживает разные предметы
- позже ровесников начинает садиться, ползать, делать первые шаги
- проявляет мало эмоций, не любит активных движений
Второй год:
- ребенок склонен к повышенной агрессивности и раздражительности
- не может назвать свое имя
- слабо концентрирует внимание на конкретном объекте
- не реагирует на вопросы взрослых
Третий год:
- плохо говорит и имеет слабый словарный запас
- с трудом выполняет даже простые задания
- не может сформулировать связное предложение, правильно назвать окружающие предметы
- быстро утомляется, капризничает
- имеет скудное воображение, не любит разнообразие в играх.
Все эти психоречевые признаки могут свидетельствовать об особенностях характера и темперамента маленького человека. Но если к 4-м годам они усугубляются, закрепляются в поведении, то медлить ни в коем случае нельзя. При подтвержденном ЗПР своевременно предпринятые меры позволят избавиться от тревожных симптомов и вернуть малышу радость полноценной жизни.
Важно! Наши специалисты работают с детками в возрасте от 2-х лет!
Особенности коррекции и профилактики ЗПР у детей 4-5 лет. Прогнозы
Работа по преодолению задержки эмоционально-волевого и умственного развития дошкольников проводится группой специалистов. Даже самый опытный нейропсихолог не сможет уделить достаточно внимания, например, проблемам с речью ребенка. Поэтому только команда, включающая дефектолога и логопеда, способна успешно справиться с поставленными задачами.
Особое внимание уделяется следующим направлениям
- повышение интеллектуального уровня, развитие когнитивных способностей, мышления, памяти, восприятия и т.п.
- совершенствование мелкой моторики
- социальная адаптация
- расширение словарного и понятийного аппарата, речевых навыков
- развитие эмоционально-волевой сферы
Приходя на занятия в Центр, ваш ребенок окунется в увлекательный мир современных обучающих методик, которые помогают эффективно менять в лучшую сторону поведение и восприятие окружающего мира.
Важно! Мы работаем с каждым маленьким пациентом по индивидуальной программе, ориентируясь на особенности его характера. Каждый день к нам приходит более 50 деток!
Профилактика включает ряд мероприятий
Чтобы минимизировать риски, необходимо избегать негативного влияния биологических факторов:
- тщательно планировать беременность, предварительно вылечив хронические заболевания
- исключить возможность интоксикаций организма во время вынашивания плода
- внимательно следить за профилактикой опасных заболеваний у маленьких детей в первые годы жизни.
Огромное значение имеют благоприятные условия жизни ребенка, внимательное отношение со стороны родителей к вопросам воспитания, развития, социальной адаптации. Одинаково недопустимы как гипо-, так и гиперопека. Если к 4 годам четко проявляются признаки ЗПР, ни в коем случае не откладывайте обращение к специалистам.
Прогнозы в преодолении проблем самые благоприятные. Ребенок имеет все шансы вернуться к обычной нормальной жизни в кругу своих сверстников. Дети, которым диагностируют в дошкольном возрасте ЗПР, впоследствии хорошо обучаются, заканчивают средние специальные и высшие учебные заведения, становятся успешными людьми.
Главное – вовремя обратиться за помощью профессионалов!
Все детки нуждаются в любви и поддержке взрослых людей. Подарите малышу возможность быть счастливым!
Стоимость услуги:
- первичный прием и консультация — от 3 300
- абонемент — от 12 000
- занятие с логопедом — от 2500 (в зависимости от выбранного абонемента и специалиста)
- занятие с дефектологом — от 2500 (в зависимости от выбранного абонемента и специалиста)